Психология предпринимательства-стр.499

Стимул в данном случае выступает, с одной стороны, как образ предмета влечения, его ориентир, а с другой - как раздражитель, вынуждающий реакцию, направленную на достижение этого предмета. В этом отношении стимул является главной причиной активности, поскольку, с одной стороны, пока стимул не сформирован, ни о какой активности не может быть и речи, а с другой - наличия стимула уже достаточно, чтобы активность началась (это касается и экономических стимулов, побуждающих различные виды экономической активности, в том числе предпринимательство).

В связи с этим можно утверждать, что главным способом побуждения человека к какой-либо активности (предпринимательской, трудовой, управленческой и т.п.) является стимулирование, то есть предоставление гарантий достижения в результате этой активности предмета влечения в сочетании с описанием образа данного предмета (реклама, пропаганда, агитация). При этом стимул может иметь как позитивное содержание (удовлетворение потребности, в восполнении нехватки), так и негативное (удовлетворение потребности в разрядке переизбытка). Следует учитывать, что как влечения, так и стимулы могут быть и чаще всегда бывают неосознаваемыми, что позволяет практиковать стимулирование абсолютно любой активности как воздействие на сферу подсознательного, не защищенную сознательно формируемыми человеком барьерами (убеждениями, нравственными принципами и т.п.).

Будучи главной причиной (началом) активности человека, стимул является также ее целью. Цель есть идеальное (предполагаемое, планируемое) следствие активности. Данное следствие в самом общем виде конструируется уже в момент подключения рационального механизма влечения, то есть в момент появления стимула. Идеальное следствие активности есть образ удовлетворения потребности, но этот образ и есть стимул, следовательно, стимул есть одновременно главная причина и главная цель всякой активности. Стимул содержит в себе причину и цель активности в нерасчлененном виде. Разграничение причин и целей, которое чаще всего происходит под воздействием сознания, ведет к возникновению мотива.