Психология предпринимательства-стр.492

В принципе, мотивационный механизм у предпринимателей по своей форме ничем не отличается от аналогичного механизма других людей. Поэтому в изучении предпринимательской мотивации имеются все те же проблемы, что и в изучении мотивации вообще. Самой большой проблемой психологии, в том числе психологии предпринимательства, является колоссальная пропасть между безудержным ростом эмпирических исследований и хаотичностью категориального аппарата. Практически каждый психологический текст содержит новый состав и новые толкования основных категорий. Особо неблагоприятно это отражается на исследованиях мотивации: одни психологи считают мотивацию центральным элементом человеческой психики и главным предметом психологического изучения, тогда как другие вообще отрицают существование такого предмета, объявляя его вредной выдумкой, сбивающей науку с верного пути.

Причина столь острого расхождения состоит, по-видимому, в том, что мотивация есть предельно общая категория, охватывающая все этапы в цепочке психических процессов - от биологических основ существования человека до сложнейших форм осуществления его свободы. Уловить целостное содержание мотивации исключительно эмпирическим путем почти невозможно, поэтому ученые, не желающие включать в научный аппарат ничего, что не вытекало бы непосредственно из установленных в опыте фактов, начисто отвергают мотивацию. Между тем, из фактов самих по себе ничего не вытекает или из них может вытекать все что угодно - в зависимости от интерпретации. Что же касается способа интерпретации, то он определяется прежде всего системой категорий, которой пользуется исследователь. Любая система подобного рода никогда не может быть выведена из эмпирических данных - она складывается от общего к частному и от абстрактного к конкретному по законам логики и лишь затем так или иначе корректируется, подтверждается или опровергается в приложении к совокупности накопленных эмпирических данных.