Психология предпринимательства-стр.489

Кроме того, мотивационные теории предпринимательства оставляют за рамками исследования содержательно-смысловую наполненность того или иного мотива, описывая лишь побудительный уровень мотивации.

Безусловно, возможно использование опыта зарубежных исследований по психологии предпринимательства, однако необходим учет вышеперечисленных особенностей. Вместе с тем актуальными задачами для отечественных исследований являются: создание психологического портрета отечественного бизнеса, выявление психологической специфики отечественных предпринимателей, как потенциальных, так и реальных. Тем более, что все большее распространение получают попытки внедрения западных рыночных моделей в российскую экономику.

Преодолеть методологическую ограниченность рассмотренных подходов можно лишь в случае рассмотрения личности предпринимателя как некой целостности, а не отдельных черт, мотивов, ценностей и т.д., и выделение критериев этой целостности. Критерием целостности личности мы предлагаем считать целостность ее мотивации.

Кроме того, личность предпринимателя следует рассматривать как носителя определенного образа жизни с характерным мировоззрением и самосознанием. Такой подход предполагает “выявление реального содержания социального и культурного “качества жизни”. “Качество жизни” - это потребности, интересы и стимулы деятельности людей, входящих в ту или иную общность, а также традиции, нравы, обычаи, общепринятые ценности, которые обуславливают специфику жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу”.

Думаем, что необходим анализ личности предпринимателя как субъекта, который выбирает свой индивидуальный экономический стиль деятельности и формирует собственную модель экономического успеха в рамках определенного образа жизни. Следует обратить внимание и на такой аспект рассмотрения предпринимателя как носителя предпринимательского профессионального этоса, его ценностей и идеалов, стереотипов и символов.