Психология предпринимательства-стр.488

Мотивационные теории предпринимательства, также оставаясь в рамках психодинамического подхода, рассматривают мотив “достижения” как универсальную предпринимательскую личностную черту, однозначно предопределяющую все остальные характеристики предпринимательской деятельности, т.е. мотив трактуется как центральное динамическое образование, в котором сконцентрированы свойства личности как целого.

Общей методологической основой любых схем двухфакторной детерминации развития личности является “антропоцентрическая парадигма мышления”. В рамках этой парадигмы “сущность человека предполагается в самом человеке либо в воздействующей на него среде”, т.е. человек изучается “вне мира”, а мир “вне человека”. Следующей методологической посылкой двухфакторной модели личности является то, что человека помещают в “искусственные миры” среды и культуры.

В любой двухфакторной модели существует представление о формировании и развитии личности как об адаптивном процессе. И многие модели личности предпринимателя имеют рационалистический характер, поскольку описывают человека, который выбирает наиболее или максимально полезную альтернативу, взвешивая всю её ценность. При этом между намерением выполнить действие и его реальным выполнением, как считается в рационалистической модели личности предпринимателя, не сушествует никаких опосредующих процессов, т.е. описывается человек, фактически выполняющий только те действия, которые он хочет и может выполнить, в реальности же существуют ситуации, когда человек вынужден реализовывать нежелательные тенденции и отказываться от выполнения желательных.