Психология предпринимательства-стр.487

Тем не менее, вопросы о том, каковы причины преобладания в мотивационной структуре личности мотивов поиска новизны и достижения, что стоит за редуцирующим риск восприятием ситуации, почему человек с большей вероятностью оценивает себя как способного к овладению ситуацией, остаются открытыми.

Вне сомнения, за рубежом накоплен большой опыт исследования и развития предпринимательства. Однако не следует механически переносить этот опыт на отечественное предпринимательство, прежде всего потому, что все существующие в зарубежной экономической психологии концепции и модели относятся к западному типу предпринимателя, тогда как российское предпринимательство характеризуется рядом исторических, социокультурных, экономических, политических и национальных особенностей, о которых было сказано выше.

Отсутствие единой методологии, эклектичность теоретических подходов к проблеме, ограниченность культурно-историческим контекстом затрудняет использование наработок зарубежной экономической психологии. Большинство рассмотренных концептуальных моделей личности предпринимателя основаны на отдельных объяснительных принципах, редко описывающих личность предпринимателя как целостность, с учетом этических аспектов его деятельности, концентрируют свое внимание на отдельных личностных чертах и характеристиках.

Несмотря на огромное количество теоретических подходов и прикладных исследований личности предпринимателя в зару бежной экономической психологии отсутствует универсальное теоретическое основание, которое бы объясняло все механизмы и процессы деятельности предпринимателя. Все описанные подходы к анализу личности предпринимателя, существующие в зарубежной экономической психологии, остаются в рамках двухфакторной модели детерминации развития личности. Сторонники социодинамического подхода прогнозируют предпринимательскую деятельность на основе варьирования ситуационных факторов и утверждают: что типичного предпринимательского профиля не существует вовсе. Представители психодинамического подхода строят прогнозы относительно поведения предпринимателя на основе выделения присущих ему специфических характеристик, предрасположенностей к действиям, абсолютизируя фактор “диспозиции” и игнорируя фактор “среды”. В рамках теории “предпринимательских черт” осуществляется поиск типичных характеристик успешного предпринимателя и составляется психологический профиль “успешности”.