Психология предпринимательства-стр.484

Попадая в ситуацию выбора дальнейшего пути, человек воспринимает как показатели “желательности” предпринимательского решения, так и показатели его “возможности”. Показатели “желательности”: благоприятствующий предпринимательству культурный семейный контекст, коллеги, сверстницы или руководитель, демонстрирующие предпринимательское поведение. Показатели “возможности”: финансовая, моральная поддержка, в том числе и семейная, наличие реальных моделей поведения, наличие партнеров для бизнеса и т.д. То или иное сочетание этих факторов приводит или не приводит к возникновению “предпринимательского события” - к созданию фирмы.

Принимая во внимание социально-культурные факторы, данная концепция рассматривает их ситуативно, то есть только с момента перелома в жизненном пути личности. Однако социальное воздействие на выбор собственной модели экономического поведения осуществляется на протяжении всего процесса социализации и профессионализации личности. Кроме того, следует иметь в виду и личностно-психологические факторы пред принимательского выбора, так как не каждый человек, пусть даже он находится в крайне затруднительном материальном положении, решится встать на путь предпринимательства.

Мотивационная теория “инстинктов”

как теоретическая основа двухфакторной модели личности предпринимателя

В настоящее время в зарубежной экономической психологии наметилась тенденция теоретического осмысления экспериментальных данных и моделей личности предпринимателя. Интерес представляют попытки рассмотреть предпринимательство как многомерный феномен, включающий целую систему переменных и определяемый целой системой факторов. Предлагаются системные модели личности предпринимателя, которые не ограничиваются односторонним анализом либо внешних, либо внутренних факторов его становления. Переход от идеи “психологического класса” к идее непрерывного континуума выраженности предпринимательских черт в популяции, т.е. “от психологических черт наемного рабочего до психологических характеристик инновационного предпринимателя” - вот главная отличительная черта этого направления.