Психология предпринимательства-стр.481

Сравнивая когнитивные стили предпринимателей и менеджеров, Гэсс приписывает предпринимателю “ограниченный временной горизонт, урезанную временную перспективу”, конкретность мышления и интерес к деталям и отмечает, что “рациональноменеджерская идеология бизнеса имеет тенденцию к связи с более сложными, интегрированными способами мышления, по сравнению с интуитивно-предпринимательской идеологией, где преобладают простые когнитивные структуры”. Гэсс связывает догматичность предпринимателей с низкими показателями инновации и темпов роста фирмы.

Социодинамический подход

Ряд зарубежных исследователей личности предпринимателя призывает отказаться от поиска универсальных психологических характеристик предпринимателя, а те, которые уже выделены следует относить к характеристикам успешности в любой профессиональной деятельности. Так, американский психолог Р. Хизрич утверждает, что “не существует в действительности такой вещи, как типичный предпринимательский профиль ... Предпринимателями не рождаются: они развиваются”.

Ролевой подход к исследованию личности предпринимателя

Р. Хизрич среди факторов, которые значимо отличают предпринимателя от остальной популяции, выделяет: семейное окружение в детстве, образование, опыт работы, возраст и личные ценности. Перенося акцент с исследования психологических черт на социально-психологические и социоэкономические факторы, Р. Хизрич считает, что ключевым моментом в формировании предпринимательской направленности личности является социальное научение через усвоение ролевых моделей предпринимательского поведения еще в детском возрасте. Базовым механизмом усвоения этих ролевых моделей является социальное сравнение, когда в процессе наблюдения реальных случаев предпринимательства потенциальный предприниматель примеряет роль: “Если этот человек может делать это, то и я смогу делать также”. По данным Р. Хизрича, в интервью предприниматели всегда указывали на какую-либо реальную “ролевую модель”, с которой они “делали себя”. Именно функционированием механизма социального сравнения можно объяснить присутствие в окружении предпринимателя реальных предпринимателей в лице родителей, родственников, друзей, знакомых, сверстников и т.д.