Психология предпринимательства-стр.480

На основе ряда исследований информационных процессов у предпринимателей Гилад выделяет три сферы достаточно уникальных информационных интересов:

а) исследование возможностей или информационную “бдительность”;

б)    информационную “предубежденность” в принятии решений;

в)    специфические информационные механизмы в ситуации неудачи. Информационная “бдительность” означает постоянное отслеживание, “просеивание” информации при относительном иммунитете к предвзятым мнениям. Гилад также установил ряд когнитивных различий между предпринимателями и менеджерами. Предприниматели стремятся получать информацию, связанную с бизнесом, из более широких источников. В этом информационном поиске предприниматели стремятся избежать ошибок, тогда как менеджеры стремятся избежать ошибок в исполнительской деятельности. Гил адом также было установлено, что деньги определяют восприятие ситуации лишь в самом начале предпринимательской деятельности. В период стабильности информационные процессы в предпринимательстве определяются предвидением будущего своего “дела” как основной движущей силой.

Результаты когнитивных исследований предпринимателей и попытки выделения универсальных характеристик личности предпринимателя носят весьма противоречивый характер, хотя теоретически и методически когнитивный подход к личности предпринимателя в зарубежной психологии достаточно разработан. Следует отметить, что различные теоретические подходы предлагают противоположные когнитивные характеристики личности предпринимателя. Когнитивный и мотивационно-когнитивный подходы рассматривают предпринимателя как рационального, когнитивно сложного человека с аналитическим мышлением и уникальными информационными характеристиками, в то время как когнитивные процессы предпринимателя в психоаналитическом подходе характеризуются как “поврежденные”.