Психология предпринимательства-стр.479

Сравнительное исследование предпринимателей и правительственных чиновников, проведенное Киртоном, показало значимые различия по шкале адаптивности-инновативности (KIA).

В последние годы в когнитивной психологии активно разрабатывается целое направление по исследованию принятия решений в ситуации неопределенности и риска. Анализ когнитивных аспектов предпринимательской деятельности позволил некоторым исследователям сделать предположение о том, что предприниматели могут действовать иначе, чем другие люди вследствие наличия особого рода эвристик и особого характера функционирования этих эвристик в ситуации риска. Именно наличие когнитивных эвристик помогает предпринимателю принимать неординарные решения, проявлять креативность в экономической сфере деятельности. Например, если в ситуации неопределенности и риска предприниматель не припоминает ничего аналогичного включенным в нее элементам, вместо восприятия их как истинных, то он инстинктивно уклоняется от данной ситуации. Предприниматели быстрее других видят сходство между ситуациями и действуют под влиянием воспринимаемого сходства раньше, чем кто бы то ни был другой.

Применительно к контексту предпринимательства когнитивная теория предлагает эвристику “репрезентативности” и эвристику “конкретности”. По поводу первой К.-Э. Вернерид высказывает мнение, что предприниматели “сопротивляются соблазну репрезентативности”, провоцирующему принимать решение на основании сходства ситуации или объекта с определенным классом ситуаций или объектов, а не на основании статистических оценок частоты их встречаемости. Предприниматели создают собственные “ниши” или классы ситуаций и объектов, существенно отличающиеся от принятых. Суть второй заключается в том, что люди склонны помнить информацию точно в таком же виде, в каком она была ими получена. Тот же К.-Э. Вернерид считает, что на основании реальных случаев предпринимательского успеха, известных из чужой или собственной практики, предприниматели способны переформулировать имеющуюся информацию так, что создается возможность коррекции и изменения стандартного способа действий в соответствии со своими представлениями, а не действовать стереотипно.