Психология предпринимательства-стр.477

Надо сказать, что в финансовом отношении предприниматели рискуют далеко не всегда. Некоторые авторы отмечают, что “с разделением собственности и управления, при возможности использования чужих, а не предпринимательских капиталов, предприниматель может быть рассмотрен больше как “создатель” риска, а не как “берущий риск на себя”.

В исследованиях личности предпринимателя, предприниматель противопоставляется менеджеру. Редлич предлагает считать предпринимателем человека, который принимает на себя риск, связанный с управлением и принятием решений. Такого же мнения придерживаются Докторе и Юрис, которые отмечают, что в то время как предприниматель принимает на себя высокий риск, чтобы достичь определенных целей, менеджер предпочитает стабильность, безопасность и предсказуемость ситуации в организации. Более того, предпринимателям часто приписывается социально-психологическая функция “поглощения” риска, которая заключается в создании для других людей “иллюзии” абсолютной гарантии успеха.

Когнитивное направление исследований личности предпринимателя

Для когнитивного подхода к исследованию личности характерно положение о том, что любое оптимальное поведение направлено на максимизацию пользы и эффективности при минимуме затрат. В отечественной психологии такой подход рассматривается как прагматический вариант принципа адаптивности. Прагматический вариант анализа исходит из определения предпринимателя как человека “рационального”, а предпринимательские действия или решения как приспособительного образования, как утилитарной полезной деятельности.

Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, которое возникло в конце 50 - начале 60-х гг. XX в. Главная задача когнитивной психологии - доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). В связи с этим центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (Г. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).