Психология предпринимательства-стр.474

Традиционно приписываемые предпринимателю ценности Р. Хизрич считает свойственными для успешного человека вообще, в том числе и успешному предпринимателю.

В психологии личности предпринимателя наиболее разработанным является исследование так называемой организационной культуры. К.-Э. Вернерид определяет ее как “определенный тип значений, принятый среди членов группы, что обеспечивает некоторую общность в интерпретациях объектов и событий, относящихся к созданной человеком среде, а также предполагает наличие общепринятых символов для выражения этих значений”. Данное понятие характеризует индивидуальную систему ценностей предпринимателя как основателя фирмы, носителя ее идеологии. Более того, эта система ценностей внедряется в сознание персонала в целях контроля за поведением сотрудников, а главное для обеспечения идентификации с целями организации. Подобная организационная идеология разными авторами описывается по-разному. Так, например, Кетс-де-Вриз описывает ее как “атмосферу авантюры”, Р. Хизрич - как внедрение символов и имиджа “победителя”. Однако идеология фирмы может иногда приходить в противоречие с экономическими ценностями и целями, поскольку диктуется выбор менее прибыльной стратегии, которая согласуется с имиджем фирмы. Исследователями были обнаружены различия в организационной культуре фирм в зависимости от их ориентации: на дело - прибыль и рост фирмы или на личные интересы - стремление к независимости, уровень жизни семьи (Карланд). Эттингер показал, что в тех случаях, когда предприниматель ориентирован на власть, наблюдается стремление внедрения ценностей роста фирмы для расширения и усиления этой власти, в то время как при ориентации на независимость наблюдается озабоченность тем, чтобы не приносить в жертву эту независимость, которой предприниматели рискуют при чрезмерном росте организации.