Психология предпринимательства-стр.473

Система ценностей, некоторыми исследователями изучения ценностных ориентаций предпринимателей, рассматривается как ключевой элемент для понимания предпринимательского поведения. Различия в поведении людей объясняются различиями в их ценностных структурах. Соломон и Ферналд полагают, что “система ценностей может быть рассмотрена в качестве функции, которая разрабатывает генеральные планы деятельности ...”. Ими был осуществлен сравнительный анализ ценностных ориентаций потенциальных предпринимателей и менеджеров - студентов бизнес-колледжа и работающих предпринимателей и менеджеров. Полученные на основе ранжирования набора терминальных и инструментальных ценностей методики М. Рокича результаты показали преобладание у предпринимателей по срав нению с менеджерами таких ценностей, как свобода, самоуважение, ответственность и независимость. Кроме того, ими также было показано, что существует большой разброс ранговых оценок у мужчин-предпринимателей по сравнению с женщинами и студентами бизнес-колледжа.

Многие исследователи подчеркивают, что типичного предпринимателя отличает от обычного работника независимость и ценность интереса дела. Семья является второстепенной по сравнению с бизнесом. Кроме высокой независимости в качестве предпринимательских ценностей выделяются эффективное лидерство, низкая потребность в поддержке и высокая потребность достижения (Хорнедей, Эбауд). У предпринимателей в области высоких технологий Комивз обнаружил так называемое “эстетическое чувство”, низкие показатели религиозных и экономических ценностей. Большой интерес представляют данные исследований потенциальных предпринимателей в Англии - подростков, включенных в Юношескую предпринимательскую схему, которые свидетельствуют о преобладании у них традиционных протестантских ценностей “упорного труда и осуждения досуга” в отличие от ровесников, не занимающихся бизнесом.