Психология предпринимательства-стр.472

Однако существует ряд исследований локуса контроля у предпринимателей, результаты которых не столь однозначны. В связи с этим некоторьми исследователями была выдвинута гипотеза о том, что высокая мотивация достижения и интернальный ло-кус контроля не столько характеристики предпринимателей как таковых, сколько показатели успешности и неуспешности в предпринимательской деятельности, впрочем как и в любой другой профессиональной деятельности.

Неоднозначность результатов исследования локуса контроля, как и мотивации достижения и других черт личности предпринимателя, свидетельствует о тщетности попыток выявления универсального профиля личности предпринимателя. По-види-мому, это невозможно вне культурного и личностно-смыслового контекста. Об этом свидетельствует возросший интерес исследо вателей к кросс-культурным аспектам проблемы. Так, например, было установлено, что в некоторых странах существуют внедренные в культуру интервальные или экстернальные установки. В ряде культур в противоположность североамериканскому оптимизму и уверенности преобладают фаталистические установки [193, с. 59], которые препятствуют инвестициям и ведут к потере предпринимательских возможностей. Неуверенность в будущем и пессимистический экономический взгляд характерны для латиноамериканской и африканской культур, поскольку здесь отсутствует как ценность потребность в долгосрочных инвестициях и материальном накоплении.

Исследование ценностных ориентаций предпринимателей

Попытки выявления универсального предпринимательского профиля не увенчались успехом и ряд исследователей обратились к анализу специфики системы предпринимательских ценностей, который означал возврат к истокам анализа предпринимательства, начатый М. Вебером. В своей работе “Протестантская этика и дух капитализма” М. Вебер приписывал причины возникновения предпринимательского “духа” действию особой этической системы - системы религиозно-этических идей протестантизма. Как мы уже показали выше, им были выделены “идеальные” типы предпринимателей. В качестве критериев классификации были использованы моральные принципы и ценности религиозной этики.