Психология предпринимательства-стр.470

Исследования в русле концепции достижения идут по трем направлениям анализа характера связи потребности достижения и показателей предпринимательской деятельности:

1. Анализ связи уровня мотивации достижения и степени успешности, выживаемости бизнеса.

2.    Установление связи уровня мотивации достижения и вероятности открытия бизнеса.

3.    Изучение зависимости степени инновативности и других предпринимательских характеристик от уровня мотивации достижения.

Тем не менее, за три десятилетия исследований не было получено однозначных результатов. Это связано с концептуальной неясностью понятия мотивации достижения и методической неточностью проективной техники измерения. Эти недостатки, с нашей точки зрения, могут быть устранены путем решения задачи установления подлинных побудительных сил (этиология) человеческого поведения, которая состоит в поиске связей, существующих между структурными компонентами целостной мотивационной системы, включающей в себя не только традиционно выделяемую потребностную сферу (генерализованные побуждения), но и систему смыслов “Я”, самосознание личности.

Рассмотренные в рамках психоанализа и концепции достижения модели личности предпринимателя диаметрально противоположны, что свидетельствует о разнообразии психологической реальности предпринимательства, о существовании различных предпринимательских психотипов. С другой стороны, это говорит о том, что невозможно создать универсальную “формулу” личности предпринимателя, исходя из некоторых базовых черт или характеристик.

Обе мотивационно-динамические концепции личности предпринимателя в отечественной психологии характеризуются как адаптивные тенденции исследования личности, поскольку рассматривают поведение личности предпринимателя как изначально устремленное к цели - успеху или компенсации детских фрустраций.