Психология предпринимательства-стр.469

Эмпирические исследования личности предпринимателя в рамках концепции мотивации достижения включали три этапа. Первый этап лонгитюдного исследования Дж. Мак-Клелланда позволил обнаружить, что в США, Италии и Польше школьники с высокими оценками уровня мотивации достижения демонстрируют предпочтение профессионального статуса бизнесмена по сравнению с профессиональным статусом специалиста. Второй этап показал, что 83% школьников, ставших в последствии предпринимателями, имели высокие показатели мотивации достижения на первом этапе исследования, и лишь 21% школьников, выбравших профессии вне бизнеса, демонстрировали аналогичные показатели семнадцать лет назад. Примерно такие результаты показало тестирование бывших студентов колледжей через семь лет после его окончания: 60% предпринимателей по сравнению с 41% не предпринимателей имели высокий уровень мотивации достижения, когда были первокурсниками.

На основе подобных данных Дж. Мак-Клелландом был сделан вывод о том, что высокий уровень мотивации достижения оказывает влияние на формирование решения заниматься предпринимательством. Третий этап исследования был осуществлен в рамках тренинговых программ развития мотивации достижения у бизнесменов. Тренинговые занятия показали, что в 48% случаев повышение мотивации достижения ведет к возрастанию деловой активности и, как результат, к повышению успешности предпринимательской деятельности. Полученные данные позволили Дж. Мак-Клелланду предположить, что высокий уровень мотивации достижения не только предопределяет профессиональный выбор, но и обеспечивает успех предпринимательской деятельности.

Концепция Дж. Мак-Клелланда вызвала всплеск прикладных исследований личности предпринимателя во всем мире. Практически все публикации по экономической психологии содержат результаты измерений индекса мотивации достижения у предпринимателей.