Психология предпринимательства-стр.467

Диаметрально противоположный психологический тип предпринимателя представлен в модели достижения, теоретическую базу которой составила теория мотивации достижения. Фактически первым психологическим исследованием личности предпринимателя является исследование мотивации достижения у бизнесменов, осуществленное Дж. Мак-Клелландом в начале 60-х годов. Собственно говоря, оно явилось первой попыткой выяснения способности предпринимателей образовывать специфический “психологический класс”, отличающийся от популяции непредпринимателей.

Модель личности предпринимателя, предложенная Дж. Мак-Клелландом, является мотивационно-когнитивной, поскольку предпринимательство рассматривается как определенный способ мышления, который задает цели и задачи, вызывающие те или иные притязания и ожидания. Основное внимание здесь уделяется изучению таких переменных, которые определяют степень трудности задач, мотивирующих личность. В мотивационно-ког-нитивной модели личности предпринимателя принята рационалистическая модель человека, согласно которой он в действительности выполняет лишь те действия, которые хочет реализовать на основе своих ожиданий и побудительных ценностей. Таким образом, теория мотивации достижения базируется на принципе К.Левина, состоящем в том, что поведение определяется взаимодействием личности и психологического окружения (модель “ожидания х ценность”).

В любом обществе и в любой культуре существуют определенные ценности и нормы, откладывающие отпечаток и влияющие на свободу экономического выбора, на статус предпринимателя, не всегда зависящий от силы богатства или обращения капитала. На содержание мотивации достижения влияют идеалы и имплицитные модели личности, принятые в культуре. Субъективные модели успеха и экономического поведения определяют место ориентации на прибыль в ценностной структуре общественного и индивидуального сознания и задают готовность той или иной субкультуры порождать предпринимательскую активность населения. Культуры различаются не только по степени выраженности или интенсивности мотивации достижения, но и каче ственно, т.е. в разных культурах меняется само понятие успеха и способы его достижения. И.С. Кон пишет, что фундаментальная социокультурная установка - потребность в достижении. “Стремление к успеху существует и признается законным всеми культурами, причем в большинстве случаев оно... ассоциируется с такими ценностями, как работа, свобода, знание, успех и могущество. Однако соотношение и субъективная значимость этих факторов в разных обществах неодинаковы”.