Психология предпринимательства-стр.466

Представителем французского психоанализа Кетс-де-Вризом предложена “реактивная модель” предпринимателя, согласно которой предприниматель (по крайней мере до его успехов в бизнесе) рассматривается как девиантный психологический тип, стремящийся к немедленному выигрышу и удовлетворению. Его отличает низкая терпимость к фрустрации и напряжению, низкий объем внимания, для которого первое впечатление, интуиция часто становятся конечным решением. Исследование и проработка проблемы (задачи) не возможны в силу того, что когнитивные процессы, как считает Кетс-де-Вриз, не выполняют интегративную функцию, так как в мышлении отсутствуют логика, концентрация, анализ, самокритичная рефлексия, активные исследовательские процессы.

Такой психотип предпринимателя характеризует импульсивный, невротичный стиль поведения: внезапность, кратковременное, оперативное планирование для удовлетворения сиюминутной цели, непосредственность переживания и выражения импульса. Базовой бессознательной мотивационной тенденцией предпринимателя является, по мнению Кетс-де-Вриза, стремление к разрешению и компенсации фрустрации и трудностей, перенесенных в детстве и связанных с типом психологической семейной структуры. Будущая структура личности предпринимателя будет в значительной степени зависеть от способа и степени контроля и принятия ребенка родителями, считает Кетс-де-Вриз.

По данным Кетс-де-Вриза в семьях потенциальных предпринимателей, отец воспринимается как строгоконтролирующий, обычно он психологически удален от ребенка или долго отсутствует, что в детских фантазиях часто является синонимом отвержения. Мать воспринимается как высококонтролирующая, но принимающая. Образы родителей постепенно интегрируются и “в случае потенциального предпринимателя восприятие высокого контроля и отвержения обычно становится преобладающим паттерном”. (Кетс-де-Вриз). Ответом на отвержение и высокий контроль являются агрессивные реакции, которые могут быть перенесены либо на себя, снижая самооценку и формируя чувство вины, либо на других, вызывая вялую покорность авторитетам, постоянную готовность к “бунту” против них. Потенциальный предприниматель в условиях угрожающей и контролирующей семейной среды вырабатывает компенсаторные характерологические приспособления: гиперактивность и импульсивность противостоят внутренней пассивности и покорности, оптимизм и способность быстро восстанавливать силы - депрессии и тревожности, нонконформистское сопротивление - страху перед авторитетами, честолюбие - чувству неполноценности и беспомощности. Таким образом, предпринимательские действия являются результатом функционирования механизма компенсации, который приводит к тому, что базовые чувства неполноценности, тревожности оборачиваются во внешней деятельности стремлением к абсолютному контролю, власти, автономии. Поэтому в своей деятельности предприниматель стремится создать такую организационную структуру, где будет манипулировать, контролировать, лидерствовать. Подобный стиль поведения предпринимателя обозначается как “идентификация с паттерном агрессора” и действия рассматриваются как защитная реакция против авторитетов. Созданная организационная структура, фирма воспринимается как символ успеха, так как “предприятие - это нечто намного большее, чем средство получения прибыли; это ... демонстрация способности предпринимателя создавать новую реальность ... Предприятие символизирует способность пред принимателя в разрешении и компенсации фрустрации детства”. (Кете-де-Вриз).