Психология предпринимательства-стр.465

Отличительная особенность этих подходов заключается в рассмотрении объекта исследования с точки зрения преобладания или взаимодействия двух факторов: интрапсихологических и ситуационных.

Так, в рамках психодинамического подхода решается задача выявления личностных параметров и структур, которые выделяют потенциального предпринимателя из общей популяции, отличают успешных и неуспешных предпринимателей.

Сторонники социодинамического подхода считают, что первостепенную роль при формировании потенциального предпринимателя играют не психологические особенности, а социальное окружение личности и в качестве элементов организации личности рассматривают особенности взаимодействия личности и социума, а именно: социальные установки, роли, стратегии паттерны поведения. Основное внимание при изучении роли факторов среды в становлении предпринимателя уделяется его детству, социальному происхождению, социально-экономическому статусу семьи, уровню и характеру образования, типу культуры и субкультуры и т.д.

Психодинамический подход

В последнее время в зарубежной психологии предпринимательства в работах, выполненных в рамках психодинамического подхода к анализу личности предпринимателя, появились публикации, содержащие списки психологических характеристик, входящих в “предпринимательский личностный профиль”. В числе характеристик личностного профиля предпринимателя наиболее часто встречаются такие характеристики, как мотивация достижения, интернальный локус контроля, склонность к риску, ценностные ориентации, инновативность.

Мотивация достижения рассматривается как неотъемлемое свойство (атрибут) предпринимателя, где сконцентрированы свойства личности предпринимателя как целого. Предполагается, что характеристика данного образования и степень его выраженности отражают уровень предпринимательской направленности личности в целом. Применительно к анализу личности предпринимателя выделяются два направления: психоаналитическая теория мотивации предпринимательской деятельности Кетс-де-Ври-за и когнитивная теория потребности достижения Дж. Мак-Клел-ланда.