Психология предпринимательства-стр.463

4.    В материальном отношении предпринимательство не несет большинству особо радужных перспектив. И хотя материальные требования, судя по всему, имеют большее значение, нежели пытаются показать сами респонденты, во многом реализация этих требований есть лишь способ удовлетворения иных, более сложных потребностей.

5.    Средняя величина неудовлетворенности предпринимательской деятельностью по сумме всех признаков не так уж велика (-0,12). Но в данном случае усреднение скорее “затемняет” ситуацию, ибо в нем взаимопогашается ряд важных негативных эффектов. Возникает вопрос: где обнаружен положительный знак в степени реализации требований к своей деятельности? Там, где речь идет о сложности и ответственности работы, ощущениях риска, возможности проверить свои способности, влиять на действия и поступки людей. Относительно высокая удовлетворенность в данном случае суть нелегкое бремя, причем бремя, может, и неизбежное, но далеко не всегда желаемое. Не удовлетворены же в большей степени среди прочих желания достигнуть независимости, стабильности, поддержки. Складывается впечатление, что в среднем по сумме требований все более или менее благополучно, но в конкретных случаях предприниматели получают от своей деятельности часто не совсем то, что они хотят.

Если же рассматривать мотивы не как побудительные причины действия, а как вербальные суждения, с помощью которых люди объясняют и защищают эти действия (для чего в действительности даже больше оснований18), то господствующий способ такого объяснения будет, пожалуй, выглядеть следующим образом. Нас, ио сути, пытаются заверить: “Мы не гонимся за высокими доходами, а получаем еще меньше, чем хотим. Предпринимательство для нас не способ решения своих эгоистических проблем (личного потребления, собственных удовольствий). И даже не решения проблем своего профессионального и личностного саморазвития. Мы занимаемся этим, потому что всем нужно как-то выжить. Мы разворачиваем нашу деятельность для того, чтобы помогать своим ближним”. Выдвижение подобных мотивов свидетельствует о том, что проблема оправдания, легитимации предпринимательской деятельности в нашем сегодняшнем сообществе остается достаточно острой.