Психология предпринимательства-стр.461

Подобная картина открывается и при рассмотрении обеих наших типологий. Важность достижения высоко годичного до хода статистически связана в большей степени с гедонистическими наклонностями и в меньшей - с потребностями выживания. С реализацией типологических мотивов никакой связи здесь нет.

Основная схема такова: уровень получаемого денежного дохода и имущественная обеспеченность рождают чувство удовлетворенности своим материальным положением. А последняя позитивно статистически связана со степенью реализации многих иных мотивов - не только потребностей выживать (0.42) или гедонистических потребностей (0,39), но и столь разнообразных по характеру мотивов действия - таких, как инновационный (0.30), аффективный (0,2Х) и даже ценностной (0,18) (Пирсон, р < 0,001, в случае с ценностным действием р < 0,01). Это позволяет говорить о том, что, несмотря на показанное “пренебрежение”: к материальному вознаграждению, величина получаемых доходов и повышение жизненного уровня оказывают значительное воздействие на общую удовлетворенность своей деятельностью. Скорее всего материальное вознаграждение действительно служит внешним критерием успеха, в том числе и для тех сторон деятельности, которые особо не связаны с экономикой как таковой.

Обрисовав основные черты выявленных мотивационных ориентиров, попытаемся теперь сформулировать некоторые предварительные выводы.

Что несет предпринимательство своему герою?

1. Что для нового предпринимателя кажется более важным? Во-первых, потребности выживания - в материальном, профессиональном и общечеловеческом смысле слова, что, очевидно, обусловлено нависшей как туман общей атмосферой никак не рассасывающегося кризиса. А во-вторых, потребности социального порядка, включающие необходимость социального самоутверждения и реализации неких ценностных начал идеи служения - своей семье, обществу. Последнее скорее всего связано с проблемами недостаточной встроенности предпринимателей в привычную социально-ролевую структуру, стремлением оправдать претензии на свою особую позицию в обществе.