Психология предпринимательства-стр.459

Понятия “бедности” или “обеспеченности”, если не сводить их к возможностям удовлетворения минимума физиологических потребностей, а включать в социальные потребности, не просто относительны, но во многом принципиально субъективны. И мы попытались выявить степень обеспеченности наших предпринимателей через сопоставление их оценки своего материального положения и возможную связь обеспеченности с мотивацией деятельности.

Приводить абсолютные цифровые данные оценок денежных доходов вряд ли имеет смысл даже после осуществленной нами корректировки по уровню инфляции. Более надежный путь -сравнивать разные дополняющие друг друга показатели. Тем более что в нашем распоряжении находится целый ряд переменных: важность требований высокого денежного дохода: степень реализации этого требования; оценка размера и личного денежного дохода; оценка минимума, предоставляющая возможность “сводить концы с концами”’; оценка уровня доходов, позволяющая “считать себя обеспеченным человеком”; обеспеченность предметами потребления длительного пользования. Результаты определения относительной материальной (денежной) обеспеченности предпринимателей приведены в табл. 2.

Итак, “обеспеченным”, по сути, считает себя лишь каждый седьмой. А где-то 30-40% опрошенных пребывают в зоне материального неблагополучия. Конечно, многие могут “прибедняться” по вполне понятным причинам, кроме того, понимание “обеспеченности” у людей довольно разное. Но все же говорить о материальном преуспевании основной предпринимательской массы на момент опроса не приходилось.

Но, может быть, денежные оценки недостаточно надежны? Мы взяли в качестве “натурального” показателя обеспеченности респондентов имеющийся в их распоряжении набор предметов потребления длительного пользования (количество указанных предметов) и обнаружили статистическую значимую положительную корреляцию почти со всеми оценками денежных доходов (коэффициент Пирсона, р < 0,001):