Психология предпринимательства-стр.456

Второе место отводится требованиям аффективного характера. Речь идет в первую очередь об ощущениях свободы, независимости и уверенности в завтрашнем дне (здесь мы спрашивали именно о чувствах и ощущениях). Но с относительной реализацией этих требований дела как раз обстоят неважно. И вообще по степени удовлетворенности (и абсолютной, и относительной) эмоциональный тип мотивов находится на последнем месте. Причем какие-либо значимые различия по группам предпринимателей в данном случае отсутствуют.

Особо надо выделить потребность в ощущениях риска от действий с непредвиденными результатами. Значение се оказалось минимальным. Подобное “отвращение” к риску подтверждается и данными других исследований. Так, например, по данным кросскультурного исследования предпринимателей и менеджеров Великобритании и России мотив риска также оказывается на одном из последних мест. Это - тот нечастый случай, когда западные и российские бизнесмены сходятся по своим ориентациям14. Причем, судя по ответам, действительная степень риска в среднем выше, чем хотелось бы нашим респондентам. Рисковать никто не хочет. Но жизнь заставляет.

Среднюю позицию по важности занимают мотивы инновационной деятельности. Наиболее важна для предпринимателей организационная инновация (возможность самостоятельно определять и изменять порядок работы), наименее важна - инновация потребительская (удовлетворение новых материальных запросов). Мотив творческой самостоятельности в принятии решений по поводу собственной деятельности и удовлетворяется (по абсолютному значению) лучше других. А степень реализации инновационных требований к предпринимательской деятельности в целом находится в прямой зависимости от предпринимательского стажа.