Психология предпринимательства-стр.454

Далее следует ценностно-ориентированное или ценностное действие12. Оно вызывается влечением не к инструментальным благам, но к чему-то самоценному - к абсолютному благу (Добру, Истине, Красоте), исполнению долга перед собой, близкими людьми, перед обществом, перед Богом. Поступки, движимые религиозным чувством, пожалуй, могут, служить наиболее чистым проявлением ценностного действия. Однако мы вынуждены исходить из предположения, что в России сегодняшнего дня религиозные верования еще не способны играть особо важную мотивационную роль (проблеме религиозности новых российских предпринимателей посвящена наша особая работа13). Поэтому мы акцентируем внимание на других, внерелигиозных ценностях, а именно — на социальной ответственности. На личной ответственности перед собой за конечные результаты собственных решений, ответственности перед своей семьей и близкими; ответственности перед людьми, которым предлагаешь свои продукты или услуги; наконец, ответственности перед своей родной страной, стремлении внести малую толику в ее возрождение (упо минание об этом, кажется, перестает восприниматься как затасканный штамп).

Самые большие сложности, как всегда, связаны с понятием рационального действия. Ибо пониманий “рациональности” на самом деле несколько. И в зависимости от того, какое понимание избрано, любое, без преувеличения, действие можно представить как совершенно “рациональное”. Осмелимся утверждать, что в веберовском понимании рациональности содержатся по меньшей мере три элемента. Попробуем вычленить эти элементы:

-    целевой элемент. Рациональным считается действие, ориентированное на заранее просчитанную ответную реакцию других людей и соотносящее свои цели с этой ожидаемой реакцией.