Психология предпринимательства-стр.453

Характер мотивов предпринимательской деятельности

Мотивационная типология-2. Здесь мы переходим от обусловливающих потребностей, от той среды, в которой формируются побуждения, к предпринимательскому действию, к характеру самого действия, способам выражения этих побуждений. В данном случае мы заимствуем не только метод М. Вебера, но в качестве отправной точки и его базовую типологию четырех мотивов социального действия целерационального, ценно-стно-рационального, аффективного и традиционного11. Однако в его типологическую трактовку мы вносим некоторые изменения и модификации, что, кстати, никоим образом не противоречит самому веберовскому подходу. Вебер не считал свои идеальные типы чем-то абстрактным и внеисторическим. Аналитические инструменты изготавливаются под конкретный объект, и логические формы каждый раз наполняются своим конкретным содержанием.

Кратко опишем нашу вторую типологию. Под традиционным действием будет пониматься действие, воспроизводящее накопленный опыт, навыки и связи, ориентированное на привычные формы, общее равновесие и стабильность как в работе, так и вне ее пределов. Заниматься делом, хорошо знакомым по личному опыту; сохранять и использовать уже имеющиеся профессиональный опыт и способности, работать в коллективе с устоявшимися, хорошо налаженными связями, а вне работы следовать своим давним привычкам и сложившемуся образу жизни - таковы те ценности-блага, с помощью которых мы описываем это “консервативное”, “воспроизводящее” поведение.

Аффективное действие, в свою очередь, идет на поводу эмоций и чувств, стремится к приятным или острым ощущениям. Оно может означать также следование интуиции или психологическим особенностям своего характера. В одних случаях аффективное действие выражается в желании обрести спокойствие и стабильность (“уверенность в завтрашнем дне”), в других, наоборот, - в желании пощекотать себе нервы, испытывая риск от действий с непредвиденным результатом. Кому-то необходимо наслаждаться ощущением свободы и независимости от чужих распоряжений, а кому-то дорого не менее приятное (хотя и не менее обязывающее) чувство уважения со стороны других людей. Стремление к определенным эмоциональным состояниям (безусловно, очень разным, иногда с противоположным знаком) - вот что отличает действие аффективного свойства.