Психология предпринимательства-стр.451

Сильно выражена и группа потребностей в социальном самоутверждении. Относительно более важным здесь кажется видение ощутимых результатов своего труда, менее важных - процесс реализации своих властных полномочий (степень влияния на действия и поступки людей).

Установлено, что важность потребностей в социальном самоутверждении возрастает вместе с возрастом руководителей. Наблюдается и прямая связь с их религиозностью. Любопытно, что обнаружена также обратная связь между весомостью потребностей в социальном самоутверждении и количеством книг в доме респондента - весьма существенном индикаторе его социокультурного облика. Можно предположить, что более низкий культурный уровень сопряжен с повышенным стремлением к самоутверждению вовне (впрочем, этот вывод нуждается в дополнительном обосновании).

Реализация требований социального самоутверждения у наших предпринимателей в ее абсолютном значении наиболее высока по данной типологии. И в аспекте структуры относительной реализации разных требований все складывается достаточно гармонично (чем важнее требование, тем лучше оно удовлетворяется, а индекс контрастности близок к нулю).

Менее выражена важность требований к самому труду. Зато эти потребности неплохо удовлетворяются (вторые позиции по абсолютной реализации и единственный плюс по индексу контрастности). Более важна для респондентов в рамках данного типа возможность пополнять свои профессиональные знания, учиться чему-то новому. Меньшее значение придается сложности и разнообразию работы, проверке своих профессиональных способностей. И практически вовсе отсутствует потребность в риске. Легче же всего оказывается реализовать потребность в сложном и разнообразном труде, если такая потребность имеется.