Психология предпринимательства-стр.450

Методические замечания. В предлагаемом материале мы не] собираемся строить сложных, комбинированных эмпирических? типологий, а ограничимся пока сравнительным анализом сред| них величин. В сопоставлениях мы будем использовать три ос-1 новных показателя:    I

-    важность того или иного типа требовании к нынешней ра-* боте;

-    практическая реализация этих типов требований;

-    индекс контрастности как разница между уровнем реализации требований и важностью этих требовании.

Первый показатель указывает на силу мотивационного типа, второй - на его абсолютную реализацию, третий - на относительную реализацию. (Индекс контрастности уже использовался для анализа предпринимательской мотивации8). Базовые данные по средним величинам всех трех показателей сведены в таблице I (с. 461); изложение метода количественной формализации содержится в примечании к этой таблице.

Оперирование средними величинами не делит предпринима-телей-респондентов на группы, но описывает общую ситуацию в сфере хозяйственной мотивации, предоставляет сравнительную характеристику мотивационных признаков. Дополним ее корреляционным анализом связей этих признаков с некоторыми дан ными самих предпринимателей, упоминаться будут только статистически значимые связи (по Пирсону р<0,01)9.

Эмпирические данные. Наболее важной среди прочих потребностей оказалось обеспечение выживания (особенно обретение уверенности в завтрашнем дне). А степень ее относительной реализации по индексу контрастности является самой низкой, при этом существует большой отрыв от прочих типов. И хуже всего обстоит дело как раз с уверенностью в стабильном будущем. Единственно, что предпринимательская активность позволяет, по мнению респондентов, делать более или менее сносно, так это выживать профессионально (сохранять имеющиеся опыт и способности).