Психология предпринимательства-стр.45

Развитие новых промышленных центров серьезно сдерживали огромные расстояния, отсутствие надежных транспортных магистралей. Особую роль до начала массового железнодорожного строительства играли речные магистрали. Характерен в этом отношении пример Твери. Уже в XIII в. город был крупным торговым центром в верховьях Волги. В 1468-1475 гг. тверской купец Афанасий Никитин на 30 лет раньше Васко да Гамы посе тил Индию. В 1851 г. Тверь пересекла Николаевская железная дорога, связавшая Москву и Петербург.

С этого времени в городе бурно развивается промышленность, в основном текстильная; в 90-е годы сооружен вагоностроительный завод французского акционерного общества “Диль и Бака-лан”, вступил в строй сталелитейный завод Зверинцева; в 1901 г. пущен один из первых в России трамваев.

Сооруженная по указу Петра I Вышневолоцкая водная система соединила два моря: Каспийское и Балтийское. С проведением железной дороги Вышний Волочек - город лоцманов, бурлаков и судостроителей - превращается в развитый центр текстильной, стекольной и деревообрабатывающей промышленности2.

Многие российские предприниматели, проявляя энтузиазм, присущий им размах и готовность идти на риск, нередко опережали иностранцев. Характерен в этом отношении пример Василия Кокорева, оценившего возможности нефтеносного района Баку и создавшего в 1857 г. первый перегонный завод в Сураха-нах, по соседству с древним храмом огнепоклонников. Впоследствии он привлек к делу молодого Д. Менделеева - доцента Петербургского университета - и основал по более прогрессивной технологии перегонку нефти в керосин в районе Балахны. Работа В. Кокорева в Баку на 20 лет предвосхитила деятельность знаменитого Товарищества братьев Нобель.