Психология предпринимательства-стр.448

Резкий контраст с первым типом представляют гедонистические потребности. Гедонистически ориентированное действие стремится либо к максимизации личного потребления (включая приятное времяпрепровождение, комфортные ощущения, сибаритство), либо к минимизации собственных усилий (необременительности занятий, экономии затрат нервной и физической энергии). Гедонизм проявляется не только в нежелании отказываться от давних привычек и сложившегося образа жизни, но также и в удовлетворении новых, возрастающих материальных запросов (стремлении приобрести то, что захотелось иметь). Гедонистические стимулы могут рождаться вне труда, и тогда от работы требуется то, чтобы она оставляла и время, и силы для наслаждения всем тем, что дает жизнь. Но эти мотивации могут быть тесно увязаны и с трудом. Испытывать ощущение свободы и независимости в своих действиях, быть “хозяином положения” - в этом тоже содержится сильный гедонистический заряд, если забыть на мгновение об ответственности - оборотной и куда менее привлекательной стороне независимого существования, и не будем воспринимать гедонизм слишком “плоско”. Это не просто потворствование своим влечениям, но одна из базовых форм гуманистической ориентации, ставящей в центр благополучие индивида6.

Третий тип образуют потребности в социальном самооутвер-ждении в своем коллективе или некоем сообществе; в глазах окружающих людей и в собственных глазах - через осуществление конкретных полезных функции, исполнение долга, повышение привлекательности занимаемых позиций. Это действие, руководимое стремлением стать неотъемлемой частью какого-то слаженного коллектива или группы, занять заметное место в сообществе, предоставляя ему конкретные и ощутимые плоды своего труда, заслужить уважение людей своей работой, превратить эту работу в высокопрестижное занятие. Особым методом социального самоутверждения в группе или сообществе становится также приобретение масти - способности оказывать влияние на действия и поступки других людей.