Психология предпринимательства-стр.447

Характер потребностей, стоящих за предпринимательским действием

Мотивационная типология-1. На что ориентируется человек, взявший на себя нелегкое бремя предпринимательского труда? Хочет ли он расширить границы собственного потребления или занять более видное место в обществе, понуждают ли его к этому внешние обстоятельства или внутренние потребности в особой профессиональной деятельности, так сказать, “внутреннее призвание”? Чтобы ответить на подобные вопросы, нужно сначала классифицировать возможные основания предпринимательских действий.

Существует множество классификаций мотивирующих потребностей. Мы в данном случае предлагаем классификацию, включающую в себя четыре типа - потребности выживания, гедонистические потребности, потребности в социальном самоутверждении и потребности в труде (Это не означает, что мы полностью описываем весь круг существующих потребностей.). Рассмотрим эти типы потребностей по порядку.

Потребности выживания заключаются в сохранении своего положения, в необходимости удержаться от падения, избежать невосполнимых потерь, зацепиться за достигнутый уровень и достичь минимальной стабильности перед лицом внешних трудностей, снять исходящую извне угрозу и напряжение. Речь, разумеется, идет не о чисто физическом, а о социальном выживании. Действие, ориентированное на выживание, стремится: к обретению “уверенности в завтрашнем дне” (да простит нас читатель за использование этой изрядно затасканной формулы); к поиску точек опоры - людей, готовых поддержать в трудную минуту, если эта минута настанет. Такое действие связано с необходимостью не только поддерживать уровень жизни - свой и своей семьи, - но и предотвратить собственную деквалификацию, сохранить накопленный профессиональный опыт, знания и навыки. Это сохранение собственного “я” во многих его ипостасях - особая проблема, обостряемая нынешней непростой ситуацией.