Психология предпринимательства-стр.446

На понимании самого “мотива” и специальном изложении теоретических подходов к трудовой и хозяйственной мотивации мы здесь останавливаться не будем, наши взгляды на этот предмет более подробно изложены в других работах4.

Мы хотели бы предложить два варианта возможной типоло-гизации мотивов современного российского предпринимателя -по характеру потребностей, вызывающих появление мотива к предпринимательскому действию, и но характеру самих мотивов, реализуемых в этом действии. Но прежде несколько слов о самом методе идеальных типологий. Понятие “идеальные типы” мы берем в веберовском понимании5. И потому в отличие от большинства идеальных схем, знакомых по отечественной социологической и экономической литературе, все исследуемые типы рассматриваются нами как ценностно нейтральные. Среди них нет “плохих” и “хороших”, “желательных” и “нежелательных”. Не вводится никакого долженствования (например, “традиционные” мотивы мы считаем ничем не лучше “рациональных”, и наоборот). “Идеальность” в данном случае означает “чистоту” формы. Идеальные типы - “чистые” (хотя, как будет показано ниже, весьма непростые) логические конструкции, ни одна из которых не может описать всего богатства реального поведения, но каждая из которых входит в это реальное поведение в качестве важной составляющей. Идеальная типология подобна растяжению экрана для высвечивания сложных картин социального действия. При этом идеальные типы не являются и чистыми абстракциями, но получают содержательное наполнение, обусловленное конкретными чертами каждой исследуемой ситуации.

У нас не возникает сомнения в том, что любое социальное и экономическое действие обусловлено сложной комбинацией мотивов и стимулов. И нелепо утверждать, скажем, что развитие предпринимательской активности предполагает всеобщую рационализацию хозяйственных действий (хотя без рациональных мотивов здесь действительно обойтись довольно трудно). Мы пытаемся также отойти от упрощенного членения мотивов по “советской” схеме “материального” и “морального” стимулирования или “перестроечной” схеме “рыночного” и “нерыночного” поведения.