Психология предпринимательства-стр.445

“теплым” климатом, кто-то одержим грандиозными идеями и “сколачивает” капитал для нового дела. Есть, безусловно, и те, для кого деньги становятся самоцелью, а их зарабатывание всеми доступными и недоступными путями превращается в своеобразный вид спорта.

За простыми и, казалось бы, такими ясными экономическими мотивами в действительности скрывается целый мир неисследованных социальных отношений. И этот мир не отражается в череде экономических показателей, мы видим, что предприниматель делает (ругается с поставщиками, заключает сделки, договаривается о цене). Главное же состоит в том, зачем он это делает, каковы основания его действий — вот в чем корень специфики любого, в том числе и нового, российского предпринимательства.

Проблема мотивации без преувеличения составляет сердце-вину любого исследования как социальной, так и экономической деятельности. Она также порождает, возможно, и наибольшие исследовательские трудности. Раскрытие мотива действия - ключ, открывающий многие замки. Но ключ еще нужно уметь изготовить или подобрать. И поэтому необходимо сделать оговорку, что данная работа носит скорее “пристрелочный” характер. Это - поиск подходов к анализу проблемы, “снятие” ее первых слоев.

В данной статье мы хотели поставить перед собой две задачи. Первая связана с методологической работой по конструированию аппарата исследования и классификации идеальных мотивационных типов, которые помогли бы раскрыть новые грани сегодняшней предпринимательской активности. Вторая же задача состоит в том, чтобы использовать данные типологии в анализе конкретного эмпирического материала, полученного в результате наших социологических исследований2. Данные опроса 277 руководителей московских негосударственных предприятий, проведенного под руководством автора в начале 1993 г. на базе выбор ки Мосгорстата, представляют все формы негосударственной собственности и все основные сферы хозяйственной деятельности3.