Психология предпринимательства-стр.440

Ф. Найт связывал появление предпринимательского дохода не с любым видом риска. Более того, туманность и нечеткость предшествующих исследований риска в предпринимательской функции он относил прежде всего за счет отсутствия четкого понимания существования разных видов риска, не обязательно относимых к предпринимателю. Речь идет в первую очередь о синонимизации понятий “риск” и “неопределенность”, что привело в работах ряда серьезных исследователей, в том числе Й. Шумпетера, к отказу или игнорированию несения предпринимателем риска в качестве его функциональной характеристики.

Риск, по Ф. Найту, представляет собой объективную вероятность того, что то или иное событие произойдет, и может быть выражен количественно, в частности в виде формализованного математически вероятностного распределения доходов. Чем больше вероятность или меньше при таком распределении стандартные отклонения от ожидаемой средней величины, тем меньше риск, и наоборот.

В то же время существует неопределенность, означающая, что ожидаемый доход в принципе может быть получен, однако вероятность такого события нельзя измерить или просчитать. К таким ситуациям Ф. Найт относил, например, невозможность предсказать поведение или направленность потребительского спроса.

Риск, измеренный вероятностным распределением, следует относить к категории “страхуемых” заранее. Именно риск как таковой учитывается в первоначальных инвестиционных решениях и превращается, по словам Ф. Найта, “в постоянный элемент издержек” в виде страховки (вспомним вычитаемую И. фон Тюненом из дохода величину страховки за риск). В таком каче стве риск не может являться фактором неопределенности для предпринимателя и соответственно служить причиной его прибылей или потерь.