Психология предпринимательства-стр.44

в 3, в США - в 4,1, Германии - в 3,7, Англии - в 1,7, Франции - в 2, Италии - в 3,3 раза.

Исследователи отмечают, что потребности быстро развивающегося промышленного производства вызвали своего рода предпринимательский ажиотаж. В общественном сознании резко поднимается авторитет предпринимательских кругов, получает развитие акционерная форма организации предприятий.

Развитие промышленности происходило крайне неравномерно. Наиболее мощной и ведущей была московская группа, куда входили предприниматели Москвы и прилегающих к ней районов. Здесь преобладала крупная (преимущественно текстильная) промышленность.

Характерной чертой московской группы было отсутствие вложений в тяжелую промышленность, в новые отрасли и промышленные районы. Уровень прибыли в хлопчатобумажной промышленности московского района был устойчивым и значительным, выше уровня прибыли - даже в исключительно благоприятные годы, - в тяжелой промышленности, выше, чем в металлургии, не говоря уже об угольной промышленности, и немногим отставал от нефтяной - единственной крупной отрасли тяжелой промышленности с устойчиво высокой доходностью. Для крупнейших московских предпринимателей было характерно сочетание владения крупными предприятиями легкой промышленности с ведением крупной торговли и приобретением весьма доходной городской недвижимости.

Иными были пути формирования петербургского предпринимательства. Железнодорожные общества и крупные акционерные предприятия тяжелой промышленности, речного и морского транспорта независимо от их территориального местонахождения учреждались в Петербурге. Здесь же концентрировалась крупная буржуазия, осуществляющая свою деятельность даже в таких отдаленных от столицы районах, как нефтяной Баку или золотодобывающая Сибирь.