Психология предпринимательства-стр.438

Попытка преодолеть уязвимость позиции Тюнена была предпринята также представителем немецкой классической школы Г. фон Мангольдтом в опубликованной в 1855 г. работе “Действительное назначение предпринимателя и истинная природа предпринимательской прибыли.” В центр своих теоретических исследований предпринимательства он поставил несение риска как важнейшую ролевую функцию предпринимателя, однако попытался более подробно рассмотреть ее в производственной плоскости. “То, что само по себе является неотделимым от понятия “предприниматель”, заключается, с одной стороны, во владе нии... контролем за произведенной продукцией и с другой -в принятии на себя ответственности за любого рода возможные убытки”.

В первом приближении Мангольдт разделил между собой “производство на заказ” и “производство на рынок”. В производстве на заказ гарантирована оплата, поскольку ясен заказчик и определена цена, следовательно, риск минимален или вообще отсутствует. Этот случай, по-видимому распространим и на рынки с устоявшимся спросом на определенную номенклатуру изделий либо на рыночные ниши специфических малосубститутных товарных групп. В подобных ситуациях фактически устраняется неопределенность, сопутствующая процессу между началом производства и продажей конечного продукта.

Во втором случае - “производство на рынок” - такая неопределенность присутствует, так как продукт предназначен для продажи при неопределенном спросе и неизвестной цене. Фактически, судя по описанным признакам, речь скорее всего идет либо о производстве нового товара, либо о внедрении на новый рынок, а не о производстве на рынок вообще. В пользу такого понимания говорит и тот факт, что Г. фон Мангольдт рассматривал успешные нововведения как часть предпринимательства, хотя и не как основную функцию.