Психология предпринимательства-стр.434

Рассматривая рынок как саморегулирующуюся систему, состоящую из отдельных обменных отношений, Кантильон придерживался следующей точки зрения: несмотря на равнонаправленное действие всех факторов, рыночная цена не может значительно отдаляться от нормальной стоимости, поскольку безостановочно действуют силы к их совпадению. Центральная роль при этом отводится предпринимателю. Движимый собственным интересом предприниматель выполняет важнейшую социально-экономическую функцию приведения рыночной системы к равновесию, т.е. к установлению цен равновесия.

Важно подчеркнуть, что предприниматель, по Кантильону, -это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход, и готовностью к потерям.

Неопределенность относительно будущего - неотъемлемая черта каждого дня, и те индивидуумы, которые имеют с ней дело постоянно в своих экономических ожиданиях, являются предпринимателями. Кантильон считал, что функция предпринимателя - действовать в неопределенности, в ней находить источник удовлетворения своих материальных потребностей, и эта функция легла в основу его концепции рыночной системы.

Такая широкая, и в то же время достаточно монофункциональная трактовка предпринимателя обозначила перспективу “поля” деятельности для исследователей, разделявших точку зрения Кантильона на риск как на важнейший аспект предпринимательской функции.

Кроме того, Кантильон рассматривал риск как свойство природы любой торговой деятельности, ведущейся по правилам конкуренции. Он не разделял концептуально в своей теории предпринимательство и конкуренцию. Однако роль предпринимателя в конкурентной борьбе и экономическом развитии сводилась к тому, чтобы обеспечить наличие нужного товара в нужном месте для удовлетворения уже известных желаний потребителя. Тем самым предприниматель не связывался с возможностью расширения или создания спроса на основе нового производства или торговой техники. Предприниматель Кантильона - человек, заглядывающий вперед, но не “новатор” в технико-экономическом смысле. Такая позиция вполне соответствовала ортодоксальной теории конкуренции. Она наиболее отчетливо выявилась в нео классических подходах, когда конкуренция связывалась с рядом специфических черт рынка (однородность продукта, однотипность технологии, большое количество контрагентов), а не с процессом активного выявления изменений в системе предпочтений индивидов, поиска еще неизвестных способов производства старых товаров или возможностей предложить новые, характерным (как мы увидим далее) для представителей “австрийской” школы политэкономии.