Психология предпринимательства-стр.433

Мои наблюдения в различных частях света подсказывают, что доля частных лиц, готовых опробовать новые возможности (если это, как им представляется, сулит улучшение их положения и если им не мешает давление со стороны своих соплеменников), везде примерно одинакова. Вызывающее столько сетований отсутствие духа предпринимательства во многих молодых странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами. Вот почему для этих стран было бы фаталь ным, если бы в них индивидуальные усилия направлялись коллективной волей вместо того, чтобы власть правительства использовалась исключительно для защиты индивидуумов от давления общества. Такой защиты частной инициативы и предприимчивости можно добиться только с помощью института частной собственности и всего комплекса либертарных правовых институтов.

А. Дынкин и др.

Риск как ключевой аспект предпринимательской функции1

Как отмечают Р. Хеберт и А. Линк, американские исследователи исторического развития предпринимательских концепций, место риска в теории предпринимательства - тема, по которой авторы как в прошлом, так и в настоящем продемонстрировали мало склонности к согласию. Вместе с тем анализ риска и неопределенности в предпринимательстве стал обязательным элементом и инструментом исследований.

Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в XVIII в. французским экономистом шотландского происхождения Р. Кантиль-оном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности. Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Сама прибыль или доход зависят от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства или товаров и той неопределенной ценой, по которой их или результирующий продукт можно будет продать. Предприниматель постоянно улавливает движение цен соответственно возможности прибылей и тем самым служит субъектом процесса установления баланса между спросом и предложением на различных рынках.