Психология предпринимательства-стр.428

Не следует забывать, что в этом отношении рынок лишь способствует приближению к некой точке на n-мерной поверхности; в чистой экономической теории эта поверхность обозначает границу всех возможностей, до которой предположительно могло бы быть доведено производство любого пропорционального на бора товаров и услуг. Вопросы о том, каким конкретно окажется набор благ и как они будут распределяться среди индивидуумов, рынок в значительной степени отдает во власть непредвиденных обстоятельств и в этом смысле - на волю случая. Это как если бы мы согласились участвовать в игре, где выигрыш зависел бы отчасти от мастерства, а отчасти - от везения, что понимал уже Адам Смит. Такого рода конкурентная игра в известной мере позволяет случаю определять долю благ, достающуюся каждому индивидууму, но этой ценой мы получаем гарантию того, что какой бы ни оказалась относительная доля любого человека, реальный ее эквивалент будет велик настолько, насколько это вообще возможно при имеющемся у нас уровне знаний и умений. Если прибегнуть к новейшей терминологии, это игра не с нулевой суммой, а игра, по ходу которой (при условии, что она ведется по правилам) подлежащий дележу куш увеличивается, хотя индивидуальные доли выигрыша в ней в значительной степени определяет удача. Наделенный знанием всех фактов разум мог бы избрать на поверхности любую желательную для него точку и распределить произведенный продукт так, как считал бы правильным. Но единственной достижимой для нас точкой, лежащей на границе производственных возможностей или достаточно близко к ней, оказывается та, в которую мы придем, если устанавливать ее предоставим рынку. Так называемый “максимум”, достигаемый этим способом, естественно, непредставим в виде суммы конкретных предметов; его можно оценить лишь в терминах тех шансов, которые рынок дает анонимным индивидуумам на получение как можно большего реального эквивалента, соответствующего относительной доле (частично определяемой случаем) каждого из них. Было бы глубоким заблуждением оценивать результаты каталлактики так, будто перед нами “хозяйство” в прямом смысле слова, по той простой причине, что в отличие от него результаты рыночного процесса не поддаются оценке с точки зрения единой шкалы ценностей.