Психология предпринимательства-стр.427

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка, как мы убедимся далее, имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определенной их части. Но взаимоприспособление планов не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или по крайней мере не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит (и кто при этом неспособен направить свои усилия на производство со сравнительно еще более низкими издержками какого-то другого продукта). Поэтому цена любого товара будет ниже той, по которой он мог бы продаваться, если бы его производили не те, кто фактически занят этим сейчас. Это, разумеется, не исключает возможности извлечения значительной прибыли, если у кого-то издержки оказываются намного ниже, чем у следующего по эффективности потенциального производителя. Отсюда, однако, следует, что фактически произведенный набор товаров будет не меньшим, чем тот, что мы смогли бы получить, используя вместо рынка любой другой доступный нам метод. Набор произведенных товаров будет, безусловно, не столь значительным, каким он мог бы быть, если бы вся информация, которой владеет или способен овладеть каждый, поступала в распоряжение какого-то единого агентства и закладывалась в компьютер (издержки по выявлению этой информации были бы, впрочем, весьма велики). Тем не менее мы допускаем несправедливость по отношению к рынку, когда смотрим на него сверху вниз, сравнивая его достижения, как это было сделано только что, с идеалом, пути обретения которого нам совершенно неведомы. Если бы мы смотрели на рынок, как и следует, снизу вверх, то есть сопоставляя его результаты с теми, каких можно было бы достичь, прибегая к любому иному методу, то тогда особое значение приобрело бы сравнение с тем, что мы имели бы при недопущении конкуренции, когда производить или продавать те или иные товары дозволялось бы только лицам, получившим это право от некоей власти. Нам остается только обсудить, насколько затруднительно в конкурентной системе открывать способы предложения более качественных или более дешевых товаров, чем те, что уже поступают потребителям. Там, где такие неиспользованные возможности, судя по всему, существуют, мы обнаруживаем обычно, что они остаются нереализованными из-за того, что воспользоваться ими мешает либо авторитет власти (включая сюда защиту патентных привилегий), либо злоупотребление силой со стороны частных лиц, которое должно быть запрещено по закону.