Психология предпринимательства-стр.422

Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, ее действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами. В этом общность конкуренции с научным методом: преимущества принятых научных процедур также никогда не могут быть доказаны научно, а могут быть лишь продемонстрированы повседневным опытом, показывающим, что в общем и целом эти процедуры лучше, чем альтернативные подходы, приспособлены к подтверждению наших ожиданий.

В отличие от науки, которая стремится к открытию “всеобщих”, как их иногда называют, фактов, представляющих собой регулярности событий, экономическая конкуренция выступает как метод открытия конкретных фактов, имеющих значение для достижения специфических, временных целей. Наука интересуется единичными конкретными фактами лишь в той мере, в какой они содействуют подкреплению или опровержению теорий. Поскольку теории имеют дело с общими, устойчивыми свойствами мира, время, в течение которого научные открытия должны подтвердить свою ценность, не ограничено. Напротив, польза от знания конкретных фактов, открываемых на рынке конкуренцией, в значительной мере преходяща. Дискредитировать теорию научного метода на том основании, что она не ведет к поддающимся проверке предсказаниям о будущих открытиях в науке, можно с такой же легкостью, с какой теория рынка дискредитируется лишь потому, что она не в состоянии предсказывать, каких конкретных результатов будет достигать рынок. На это теория рынка заведомо неспособна ни в какой ситуации, где ее применение вообще имело бы смысл. Как мы убедимся, ее предсказательная способность не настолько велика, чтобы предугадывать конкретные события, но ограничивается по необходимости предвидением общей схемы, или абстрактных характеристик, спонтанно формирующегося порядка.