Психология предпринимательства-стр.420

Ф. Хайек

Конкуренция1

I

Трудно не согласиться с обвинением, что на протяжении примерно 40-50 лет рассуждения экономистов о конкуренции опирались на предпосылки, которые в случае соответствия их действительности сделали бы конкуренцию совершенно бессмысленной и бесполезной. Если бы кому-нибудь на самом деле было известно все, что экономическая теория называет данными, то конкуренция и впрямь представляла бы весьма расточительный метод приспособления к этим “данным”. Неудивительно поэтому, что одни авторы пришли к заключению, что либо мы можем вовсе обходиться без рынка, либо должны использовать его только в качестве первого шага, призванного обеспечить выпуск товаров и услуг, чтобы затем этим выпуском манипулировать, корректировать и перераспределять его любым желательным для нас образом. Другие, составив, надо полагать, свое представление о конкуренции исключительно но современным учебникам, сделали не слишком противоестественный вывод, что конкуренции не существует.

На этом фоне полезно напомнить, что всякий раз, когда обращение к конкуренции может быть рационально оправдано, основанием для этого оказывается то, что мы не знаем заранее фактов, определяющих действия конкурентов. В спорте или на экзаменах, - как, впрочем, и при распределении правительственных подрядов или присуждении поэтических премий, - конкуренция, бесспорно, была бы лишена всякого смысла, если бы с самого начала нам наверняка было известно, кто окажется луч шим. Как следует из названия настоящей лекции, я предлагаю рассматривать конкуренцию как процедуру для открытия таких фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или по меньшей мере не используемыми.