Психология предпринимательства-стр.42

В свою очередь, человеческая история - это и постоянное совершенствование методов преодоления самообороны индивидов от воздействия на них. Все они в сущности связаны с усилением или охраной эффекта внушения, подавлением сопротивляемости внушаемого, ростом результативности влияния. Среди этих методов, в частности все, что обеспечивает закрепление однажды усвоенных поведенческих образцов и ценностных установок - церемонии, ритуалы, обычаи, праздники и террор, все, что повышает степень доверия (эффективное убеждение) или консолидацию группы, ее чувства “мы” (например, провоцирование внешней угрозы).

Сила воздействия культуры на личность основана, однако, не только и даже не столько на высокоэффективной суггестии. Подобно тому как власть денег есть превращенная форма власти над индивидом общественных отношений, так и влияние культуры на личность выражает власть настоящих и прошлых общественных отношений, спрессованных в многослойную (“архео-логичную”) сеть символов и элементов культуры, над пробуждающимся к жизни и живущим в пределах данной культуры индивидом. Принципиальная же особенность восприятия элементов культуры индивидуальным сознанием заключается в том, что источники и взаимосвязи, из которых эти элементы - мифы, традиции, нормы, ценности, - почерпнули свое первичное содержание, по сути, опущены. И когда происходит сращивание предметных элементов культуры с человеческой деятельностью, то, по видимости, оказывается, что именно эти элементы приводят в действие индивида. То, что в них “свернут” опыт прежней деятельности и отношений, который, будучи усвоенным индивидом, собственно, и обладает мотивирующей силой - это остается для отдельного человека непонятно и действует преимущественно подсознательно.