Психология предпринимательства-стр.41

На развитие предпринимательской культуры влияют различные факторы, особое место в ряду которых занимает целенаправленное формирование соответствующих ценностей, содействие их упрочению. Формы этой активности будут рассматриваться в последующих параграфах. Здесь же необходимо выяснить, на чем основывается сама возможность “внесения” в массовое и индивидуальное сознание тех или иных ценностных образцов?

Специфически человеческим механизмом регуляции поведения является система воспринятых значений (вторая сигнальная система). В значениях, посредством которых в сознании человека преломляется мир, представлена “преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых общественной практикой”15. На уровне индивидуального сознания все множество воспринятых индивидом значений предстает в виде сложной структуры, включающей в себя высший пласт саморегуляции - жизненную стратегию личности (представленную идеалами, убеждениями, чувствами долга и совести, в конечном счете - целями и смыслом жизни), а также иерархизированные частные ценностные ориентации, значения и умения, установки.

Будучи “существом общественным”, индивид и зависит от социальной среды (культуры), и воздействует на нее. Возможности общества, его групп и лидеров влиять на сознание личности многообразны. В числе механизмов этого влияния -следование традиции, “заражение” и подражание, мода, групповое давление и страх, моральная регуляция (вина и стыд) и заинтересованность, обряды, обычаи, ритуалы и ролевые ожидания и т.д. По существу исходным моментом межчеловеческих отношений является одно - или обоюдонаправленное внушение (суггестия) определенных значений - идей, идеалов, ценностных ориентаций, социальных предпочтений и вкусов, умений, образцов мышления, оценок, действия, санкций и т.д.16 Но поскольку человек - не марионетка посторонних сил и веяний, а обладает способностью (говоря словами Р. Дарендорфа, “не-безжизненная тень образцов культуры”) выбора и активных действий, то исторический опыт отдельных лиц и социальных групп породил многообразные способы противостояния внушению (контрсуггестия): уклонение, удаление, перекрытие фильтром (языковым, эмоциональным, ценностным и т.п.), ирония, предвзятость и брезгливость и т.д.