Психология предпринимательства-стр.392

Присущая ему уверенность в своих силах способствует тому, что он нарочно ищет рискованные ситуации, испытывая себя “делом”. Отсюда и свойственная предпринимателю-инноватору конфигурация ценностей с нацеленностью на постоянное обновление. Это не “одинокий волк”, как считалось раньше, а подлинный лидер “отцовского” типа, заботящийся о сохранении и преумножении, нежели о разрушении.

Как отличить предпринимателя от непредпринимателя? Некоторые считают, что люди делятся на три категории; одни

“могут, но не хотят”, другие “хотят, но не могут”, третьи “и хотят, и могут”, но ориентированы на непродуктивную деятельность. В любом обществе существуют ситуации, когда невостребованных талантов больше, чем “работающих”.

Крайней точкой для выявления идеального предпринимате-ля-инноватора может служить поиск новизны или “дела ради дела” (как альпинист осуществляет восхождение ради восхождения, или артист играет ради игры). Кстати, предприниматель помещается как раз посредине между “артистом” и “менеджером”, если применять термины Дж. Ронена.

Сложность проблемы заключается, однако, в том, что менеджеры сегодня обладают многосторонними знаниями, которые не всегда доступны предпринимателю, особенно небольшому. Менеджеры активно изучают психологические методы. По свидетельству “суперменеджера” Ли Якоки, сам он помимо инженерных и экономических дисциплин в течение четырех лет в Лихейском университете изучал психологию и патопсихологию. Он считает их самыми ценными из университетских дисциплин. Именно к ним ему приходилось часто прибегать, когда приходится сталкиваться с ловкачами в мире корпораций. Чаще, чем к инженерным наукам. Главным содержанием являются основы поведения индивидов. В результате специального обучения он научился довольно быстро распознавать характер людей. До сего дня я могу, вспоминал Ли Якока, сказать довольно много о человеке после первой же беседы с ним.