Психология предпринимательства-стр.391

И все же среди предпринимателей больше мужчин, чем женщин. Почему? Одна из причин - наличие парадоксального “страха перед успехом” у женщин, боязнь “перейти границы”, склонность избегать рискованных ситуаций. Хотя именно они вносят в бизнес специфический колорит — “теплоту выражения”.

Современный менеджмент исходит из приоритета большого бизнеса. Но все большую популярность приобретает лозунг “малое - это прекрасно”. Занятых на небольших фирмах в Англии стало больше в 1990 г. по сравнению с 1980 г. в два раза, сейчас их 3 млн. человек, а к 1995 г. увеличится еще на 500 тыс. Именно малый бизнес в состоянии сделать психологически комфортной для потребителя сферу услуг. Возрастает его роль а экспорте, где блага предельно индивидуализированы и одновременно передают некоторые характерологические черты нации. К настоящему времени крупные банки преодолевают миф о его второ-сортности, а государство реализует специальные программы помощи. Условием успеха в малом бизнесе являются высокий уровень культуры предпринимательства, способность организовать дело и контролировать его.

Постепенно мелкие предприниматели обновляют свою организационную культуру. Она характеризуется новыми формами рационально построенного прогноза, символического поведения, т.е. выявления “ролей” с учетом “сцены” (социально-экономического контекста, контроля над ситуацией с помощью технических средств). Особую функцию выполняет основатель дела. Его роль становится предпочтительнее роли менеджера и тем более собственника. Основатель больше озабочен развитием дела, чем сиюминутной прибылью, он отличается сочетанием высокого уровня мотивации к достижению и социальной ответственности.