Психология предпринимательства-стр.390

Экономисты в последнее время все четче всматриваются в различия между предпринимателем-ремесленником, замкнутым в каких-то узких горизонтах, и иредпринимателем-инноватором, расширяющим такие горизонты. Мелкий бизнес - сфбра, где легче всего экономистам, психологам и социологам достичь взаимопонимания. Тем более непонятно, почему результаты исследований психологии мелкого предпринимателя - интенсивно проводившихся сначала в Западной Европе и Северной Америке, а с конца 80-х годов в Восточной Европе - редко появляются в солидных изданиях. Причины - прагматическая ориентация исследований на результат: тренинг предпринимателей, практи ческая выгода от внедрения, нежелание формулировать обобщенные выводы. Однако в прагматической направленности есть свои плюсы: здоровый эклектизм в выборе гипотез, средств и методов исследования, неформализованность и богатство реалистических деталей, опора на здравый смысл. Особенно характерны они для сферы высоких технологий, где мелкий бизнесмен в мгновение ока становится средним или крупным, не успев сменить своего “психологического лица”. Авангардные технологии, и в первую очередь компьютеры, резко меняют параметры успеха и мотивацию предпринимателя. Исследования 80-х годов показывали, что для предпринимателя независимость важнее поиска властных средств, что прибыль не единственный побудитель его активности. Другой факт: часть предпринимателей стремится стать менеджерами, т.е. расширить свой бизнес. Но более характерен такой предприниматель, который не ищет легкой жизни, он проверяет очередную новую и беспокойную идею.

Социологический портрет предпринимателя таков: он чаще всего сын (дочь) предпринимателя, но не столько наследует дело, сколько учреждает его сам - не пренебрегая советами семейного окружения. Мелкий предприниматель, как правило, выходец из этнических меньшинств, через бизнес он стремится повысить социальный статус и уровень жизни. Молодые люди идут в предпринимательство чаще старших; типичный возраст - 30-35 лет. В прошлом у такого предпринимателя вполне доходная, но не удовлетворяющая его запросов деятельность. Уровень образования различен, но в целом предприниматели группируются вокруг двух полюсов: значительная часть забрасывает учебу весьма рано, делает ставку скорее на чутье, чем на знания, другие, наоборот, учатся долго и упорно (особенно те, кто вовлечен в сферу высоких технологий), но весьма избирательно. Семья для предпринимателя отодвигается на второй план, на первом же стоит дело. Но она почему-то у него прочнее, чем у непредпри-нимателя. В США увеличивается число предпринимателей-жен-щин. В середине 80-х годов они открывали 4,6% новых предприятий, а удерживали 5,7%. Это значит, что они прочнее стоят на ногах по сравнению с иредпринимателями-мужчинами. Особенно много их в Бельгии: число вовлеченных в малый бизнес женщин составляет 29%, причем в сфере услуг - 47,3%. Растет удельный вес семейных предприятий с равной ответственностью мужа и жены, предприятий-инкубаторов деловой активности для молодежи.