Психология предпринимательства-стр.388

Кете де Фриз (1985) критиковал чрезмерную сосредоточенность на когнитивных характеристиках. Не меньшую роль в деятельности предпринимателя играют эмоциональные параметры. В их числе - способность не поддаваться фрустрации, т.е. своеобразная “толстокожесть”. Более того, умение избегать излишних когнитивных процедур выгодно отличает бизнесмена от обычных людей. Он, что называется, не задерживается подолгу на перекрестке, а решительно идет вперед, осмысливая свой выбор уже в пути. Видимо, дальнейшее изучение, фигуры предпринимателя должно учитывать взаимозависимость его когнитивных и эмоциональных характеристик.

Психологический портрет особенно четко прорисовывается на экономическом фоне. Отсюда ценность изучения экономических результатов предпринимательской деятельности. Но как это ни парадоксально, “идеальная” экономическая теория не нуждается в фигуре предпринимателя, ведь он разрывает устоявшиеся связи, хотя классическая традиция в политэкономии ставит акцент именно на их преемственности. Представители австрийской школы политэкономии попытались выявить значимость предпринимателя при помощи понятий цикла, равновесия и “прорыва” к новому товару или благу. К примеру, Й. Шумпетер не упускал из виду фигуру предпринимателя, но и он сводил его деятельность только к рекомбинации ранее существовавших факторов и ресурсов, чрезмерно подчеркивая роль социоэкономи-ческих условий. Отсюда акцент на цикличности - “деловой” цикл, цикл движения продуктов, сезонный цикл, технологическая революция как цикл. В рамках подобных представлений, правда, не удается объяснить тот общеизвестный факт, что предприниматель вводит новые ценности (блага) и новые методы производства; открывает новые рынки и новые источники прибыли. Поэтому принципиально новые вещи с позиций старой экономической теории можно было лишь фиксировать, но не прогнозировать в качестве источника деловой активности.