Психология предпринимательства-стр.387

Особенно ценна в деятельности предпринимателя готовность к обнаружению в информации скрытых смыслов. Постоянный возврат с новых позиций к прежней цели, поиск альтернативных путей к ее достижению - важные аспекты менталитета предпринимателя, источник его вдохновения. Б. Джи лад, С. Кейш и Дж. Ронен (1986) отмечают такое качество в восприятии предпринимателем риска, как наблюдательность и умение отыскать “щель в заборе”. Результаты опросов показывают, что раскрытие возможностей, склонность немедленно приноравливать информацию к процессу принятия решения, формирование механизма предотвращения ошибок - отличительные характеристики когнитивной структуры личности предпринимателя.

В недавних исследованиях, проведенных в рамках когнити-вистской психологии (она сегодня ведущее направление в изучении феномена предпринимательства) и касающихся проблемы восприятия риска, доказывается все возрастающее значение альтернативного выбора. Американские психологи А. Макримман и Д. Верунг, опросив в 1986 г. бизнесменов, выделили феномен неприятия риска, если он связан только с потерями (в меньшей степени - лишь с выигрышем). Они предложили концептуальную модель, описывающую реакцию на рискованную ситуацию, дифференцирующую процесс на пять стадий: допущение риска, оценивание ситуации, распределение (времени, информации, средств контроля), выбор и, наконец, слежение за исходом. Данная модель объяснила ряд важных моментов поисковой деятельности бизнесмена. Авторы предложили своеобразный тест, названный ими “портфель риска”. Он помогает человеку разобраться в своих способностях к инновационному предпринимательству. Тест проверен на репрезентативных выборках во мно гих странах. Однако эвристика, выбор альтернатив и расчет риска еще недостаточны для целостной характеристики предпринимателя, считают американские исследователи.