Психология предпринимательства-стр.385

Дальнейшие исследования обнаружили у предпринимателей и менеджеров потребность во власти и стремление к лидерству. Для вторых власть - лучший мотиватор поведения. Менеджер и потребность во власти - одно и то же. Предприниматель склонен лидировать даже, если при этом возрастает степень риска (он может специально искать такие ситуации), менеджер скорее исчисляет пригодность идеи (инновации). Первый опирается на “чутье”, второй всесторонне анализирует конъюнктуру; первый -“лидер иерархии”, второй - “лидер идеи”. Но скорее предприниматель может превратиться в менеджера, “устав” от риска, чем наоборот. Когда предпринимателем становится бывший инженер, он применяет к решению проблемы научный метод даже в тех ситуациях, где этого не требуется. Инженер-предприниматель применяет научные стандарты также к решению вопросов управления, если его фирма идет вверх. Но он почти бессилен в ситуациях кризиса. Традиционные методы наук здесь бесполезны. Идя на риск, предприниматель-инноватор знает (или догадывается) больше, чем это кажется другим (и ему самому). Американские психологи А. Тверский и Д. Канеман доказали это, опираясь на положения теории принятия решения и теории информации, одновременно не упуская из поля зрения “темную сторону” предпринимательства. Темную не в плане “теневой” экономики, а в когнитивном смысле как рационально непроясненного “чутья” (интуиции), присущего предпринимателю. Там, где существует полная ясность, нет собственно инновационного предпринимательства.

Рисковые ситуации - вовсе не средство “сорвать куш”, “поймать рыбу в мутной воде”. Поиск таких ситуаций и умение их разрешить для предпринимателя обладают самодостаточной ценностью. На ранних стадиях в качестве адекватного вознаграждения за риск выступают, как правило," только деньги, и в дальнейшем все же больший вес приобретает индивидуальное “видение” сути дела. Признавая за собой способности умело выходить из рискованных ситуаций, инноватор нередко ставит выше свое “право на поражение”, чем чужое на успех.