Психология предпринимательства-стр.384

Теория “места сосредоточения (локуса) контроля” добавила новые штрихи к портрету предпринимателя. Разработанная в 1966 г. Дж. Роттером, концепция развивала макротендекции до мотивации к достижению. В исследованиях, проведенных в конце 70-х годов, предлагалась шкала “интернальности-экстер-нальности” для выявления тех, кто более склонен к внутренним побуждениям при достижении целей, и тех, кто стремится валить все на “внешние обстоятельства” или “судьбу”. Характерно, что социальную ответственность в большей степени берут на себя “интерналы”, они скорее уповают на собственный труд, чем на случайную помощь извне.

Теория “локуса контроля” при исследовании предпринимательства выявляет склонность человека приписывать успех в за висимости от внешних сил или от внутренних возможностей (правильнее говорить: в большей степени от того, чем от другого). Опора на внутренние резервы относит предпринимателя скорее в ряды “интерналов”, чем “экстерналов” (тех, у кого “пункт контроля” находится внутри, а не вовне), что особенно характерно для инноваторов. В то же время “экстерналы” лучше учитывают влияние производства, рыночных и других внешних сил.

Наряду со шкалой “экстернальности-интернальности” применяется и другая, исследующая склонность к инноватике или адаптации (приспособление к старому). При помощи шкалы, включающей 32 параметра, у менеджера выявлена преобладающая ориентация на адаптивный стиль, а у предпринимателя -на инновационный. Первый вникает во все детали, чтобы, изменяя вещи, делать их лучше, чем они есть сейчас, но делать в пределах установленных организационных норм. Напротив, инноваторы предпочитают делать разнообразно, а не лучше. Правительственные чиновники, как выяснили в 1986 г. Е. Лоу и У. Тейлор, ближе к первым. Тогда мотив к достижению можно трактовать как потребность делать нечто лучше, чем это было вчера.