Психология предпринимательства-стр.382

Только когнитивный фактор в теории Аткинсона мог выступать в качестве субъективной вероятности успеха. Он, как и Макклелланд, все-таки не сделал того последнего шага, который привел бы к когнитивной теории мотивации. Они считали любое сообщение о когнитивных явлениях очень ненадежными индикаторами мотивации. Б. Вейнер внес в когнитивную теорию мотивации, как и в теорию мотивации достижения, ряд дополнительных положений, касающихся каузальной атрибуции.

Теория атрибуции внесла несомненный вклад в исследование феномена предпринимательства. Впервые она была сформулирована в 1958 г. Ф. Хейдером. Ее суть заключается в анализе видения одним человеком причин и мотивов поведения других людей. Успех или неуспех здесь обусловлены четырьмя факторами: способностями и усилиями (внутренние контролируемые факторы), а также трудностью задачи и счастливым случаем (внешние контролируемые факторы). Если два первых - стабильные факторы, то два вторых - нестабильные. Лица с более сильной надеждой на успех, чем страхом перед неудачей склонны приписывать успех своим способностям и усилиям (т.е. внутренним факторам), а неуспех - недостаточным усилиям, которые являются внутренним, но нестабильным фактором. Однако в теории атрибуции важны не столько факторы сами по себе, сколько их истолкование предпринимателем, его стремление винить либо судьбу, либо себя, умение держать удар в случае поражения или - что также сложно - в случае успеха.

Индивид, нацеленный на успех и не боящийся поражения, приписывает победу скорее внутренне контролируемым факторам, т.е. своим способностям и усилиям, а неудачу связывает опять же с собой - с недостаточной мобилизацией своих резервов (неподходящей для данного момента, что становится уроком на будущее). Индивид с гипертрофированной боязнью поражения связывает неудачу с неверием в собственные силы и кознями извне, никакого стремления “взять реванш” у него нет. Первый тип при неудаче уповает на свои способности к более тяжелому труду, а второго останавливает страх очередного поражения. Естественно, среди первых предпринимателей куда больше.